Утверждаю Директор ГКОУ РД «Дербентская школа-интернат №2» _____________ Асалиев Р.А. Приказ № ____ от «___»_________2021г. Годовой план работы ГКОУ РД»Дербентская школаинтернат№2» на 2021-2022 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания ГКОУ РД стоит личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Процесс воспитания в Дербентской школе интернат№2 основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; - ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция 2 воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: 3 - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; 4 - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; 5 - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку формировать правильные ценности, получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 1) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы; 2) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, с их помощью развивать духовное развитие школьников, воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию России; 3) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 4) поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных коллективов; 5) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных организации и объединений; 6) организовывать профориентационную работу со школьниками; 7) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 8) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном коллективе; 9) повышать уровень духовно-нравственного развития школьников путём вовлечения в общественно-полезную общешкольную деятельность, а также с помощью посещения мероприятий, формирующих мировоззрение, самосознание, ценностное самоопределение, толерантность и гуманизм; 10) организовать профилактическую работы по предупреждению 6 асоциального поведения и правонарушений обучающихся, формирования 7 культуры здоровья и здорового образа жизни, формирования негативного отношения к социальным порокам: алкоголизма, курение, наркомания, ПАВ и другим видам зависимостей; 11) продолжать организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 12) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволила организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что стало эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в Школе используются следующие формы работы На внешкольном уровне: социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: -патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при непосредственном участии школы, с 9 мая 2016 года шествие жителей п. Знаменска с портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно); -патриотическая акция «Вахта памяти» (проект запущен по инициативе и при непосредственном участии школы, с 8 мая 2010 года ежегодно проходит на мемориале п. Знамен); - автопробег «Дорога к обелиску» (проект запущен по инициативе и при непосредственном участии школы, с 8 мая 2016 года автопробег по мемориалам Гвардейского городского округа, с возложением цветов проходит ежегодно); открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок. - общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы; 8 - Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН); проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих: - спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по футболу. Состязания «Мама, папа я-спортивная семья» с участием родителей в командах; - досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек; -концерты в ДДЮТ с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка на 8 Марта, 9 Мая и др. На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: -День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы); - День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.); -праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, День Знаний, «Последний звонок» и др.; -предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов); -День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита) торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими 9 новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: - «Посвящение в первоклассники»; - «Посвящение в пятиклассники»; - День знаний; - «Последний звонок»; церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: -еженедельные общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей; -награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся. На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: 10 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями. поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. 11 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам 12 определенные социально значимые формы поведения; 13 - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Познавательная деятельность. Кружковая работа «ментальная арифметика», «шахматы» направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие развивать логику, мышление, память и т.д. Художественное творчество. Кружковые работы «Пластилиновы чудеса», «Художественное творчества», «Национальные песни», «Национальные инструменты», «Акварелька», «Цветная ниточка» создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Волейбол», «Баскетбол», «Мини-футбол», «Легкая атлетика», «Восьмицветик-Здоровей-ка» направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально 14 значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом На уровне школы: через деятельность выборного школьного ученического Совета , создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); 15 На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой школьного ученического совета и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса; На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. От 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (в рамках сотрудничества с домоминтернатом «Два поколения» организация праздничных концертов и встреч, изготовление открыток и сувениров учащимися школы пожилым людям; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе, празднования знаменательных для членов объединения событий; рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (РДШ, Юнармия, «Восьмицветик»); участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Модуль 3.7. «Экскурсии, походы» 16 Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу; турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя соревнование по спортивному ориентированию; Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; 17 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков («Билет в будущее»); освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности : разновозрастный редакционный совет учащихся и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационнотехнической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; Модуль 3.10. «Профилактика» Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению «Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения. Создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения реализуется через следующие направления: Программа по профилактике и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни, направленная на профилактику потребления несовершеннолетними наркотических, токсических и других психоактивных веществ (ПАВ), алкогольной продукции, табакокурения; обеспечение психологической безопасности для благополучного и безопасного детства, формирование жизнестойкости несовершеннолетних. Общей причиной подросткового суицида 18 является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций; приоритетным направлением деятельности по защите детей от жестокого обращения является первичная профилактика – предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.); межведомственная профилактическая акция , направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организацию отдыха и занятости в летний период детей и подростков, состоящих в социально-опасном положении, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних и образовательном учреждении; привлечение школьников к проблеме межэтнических отношений, через организацию классных часов, круглых столов, мастер-классов; мониторинг ежедневной занятости учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета; заседание Совета профилактики; коллективные и индивидуальные профилактические беседы с учащимися инспектором ОПДН, наркологом, представителями духовенства; спортивно-массовые мероприятия, направленные на пропаганду занятий спортом и здорового образа жизни; Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для 19 длительного общения классного руководителя со своими детьми; событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: Общешкольный родительский совет и Совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; 20 - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности». Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или 21 педагогическом совете школы. 22 Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. 23 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 1-11 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела 1-10 Ориентировочное время проведения 1.09.2021 1-11 сентябрь День солидарности в борьбе с терроризмом Акция «Беслан – мы помним!» Веселые старты Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) Операция «Внимание дети!» Работа с «трудными»- организация работы с детьми, имеющими пробелы в знаниях. Посещение учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине. День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда, День самоуправления, общешкольное мероприятие. Посвящение в первоклассники 1-11 3.09.2021 1 1-4 сентябрь сентябрь 1-11 Сентябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители. Соц.педагог 1-11 5 октябрь Заместитель директора по ВР, педагог-организатор 1-4 октябрь Акция «Мы рядом» (изготовление поделок – открыток и сувениров в дом-интернат «Два поколения») Конкурс поделок из природного материала «Дары осени 2021» 1-4 октябрь Заместитель директора по ВР, Зам.дир.по НШ Классные руководители. 1-4 октябрь Классные руководители. Дела Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» Всероссийский открытый урок «ОБЖ»(урок подготовки детей детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуации) Классы 24 Ответственные Заместитель директора по ВР, пионер вожатые Заместитель директора по ВР,зам.дир по ПП классные руководители, ОБЖ Заместитель директора по ВР, социолог ,классные руководители. Учитель физкультуры Учитель физкультуры Линейка посвященная «Дары осени» Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) Всероссийский открытый урок «ОБЖ»(урок подготовки детей детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуации) Акция «От щедрого сердца» Выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с День народного единства октябрь 1-4 Зам.дир.по НШ,классные руководители 25.10.21г Османова С.М. Библиотекарь. 04.10.21г Заместитель директора по ВР,классные руководители, ОБЖ 1-4 ноябрь Классные руководители 1-4 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители. Зам.по ВР.Воспитатели. Ноябрь 25 Днем матери, праздничный концерт Неделя окружающего мира Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. 1-4 1-11 ноябрь декабрь Всемирный день борьбы со СПИДом 5-11 01.12.21г Классные руководители, воспитатели. «Урок доброты» (толерантное отношение к людям с ОВЗ) Конкурс на лучшее оформление классов. 1-11 декабрь Классные руководители, День Конституции Российской Федерации 5-11 Зимний спортивный праздник «Зимние забавы» Час памяти «Блокада Ленинграда» «Блокадный хлеб», «Памяти узников концлагерей» «День Неизвестного Солдата» «День Героя Отечества» Акция «Посылка солдату», «Армейский чемоданчик», «Защитник отечества» Месячник военно- патриотического воспитания и гражданской обороны Спортивно-развлекательный конкурс «А ну-ка, мальчики!» Декада математики День памяти о россиянах, исполнявщих служебный долг за пределами Отечества Праздник «Весны» Классные руководители, воспитатели. Учителя начальной школы Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, воспитатели 1-11 12.12.21г. Зам.дир.ВР.Воспитатели. январь Учитель 1-11 январь классные руководители 1-11 февраль Классные руководители. 1-11 Февраль Классные руководители Воспитатели. Заместитель директора по ВР, Учителя начальной школы Классные руководители. 1-4 февраль 1-4 4-11 февраль Февраль 1-11 март Международный женский день в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник, общешкольное мероприятие. Праздник «Прощай, Азбука» 1-11 март 1 март Акции «Бережем воду», «Бережем электроэнергию» Неделя детской книги Всемирный день Земли 1-11 с 1 марта 26 физкультуры, Заместитель директора по ВР, классные руководители классные руководители, воспитатели Заместитель директора по ВР, Зам.Дир.по НШ, классные руководители классные руководители, воспитатели. Библиотекарь. День воссоединения Крыма и России Всероссийский открытый урок «ОБЖ»(приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра. Всероссийский день здоровья Конкурс рисунков « Космические дали» 12 апреля –День космонавтики Акция «Георгиевская лента» Месячник безопасности дорожного движения «Безопасное колесо» День птиц Международный день детской книги. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос- этомы» конкурс рисунков День местного самоуправления Неделя здоровья Декада русского языка Всероссийский открытый урок «ОБЖ»(приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны)(день пожарной охраны) День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Вахта памяти День Победы: акции «Бессмертный полк» «День Победы». Акция «Вахта памяти» , «Зажги свечу памяти» Торжественная «Последний звонок» линейка 5-11 01.03.22г 1-11 апрель 1-11 12.04.22г. 1-11 21.04.22г. 1-11 1-4 1-11 апрель апрель 30.04.22г. Учителя начальной школы Учителя начальной школы Заместитель директора по ВР.классные руководители, ОБЖ 1-11 07.05.22г. Классные руководители,воспитатели 1-11 май 1-11 май 1-11 май Заместитель директора по ВР.классные руководители, ОБЖ Заместитель директора по ВР, воспитатели классные руководители. Библиотекарь классные руководители классные руководители, педагог-организатор Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Курсы внеурочной и кружковой деятельности Название курса «Шахматы» «Акварелька» «Пластилиновые чудеса» «Ментальная арифметика» Количество часов в неделю 1 1 2 5 Классы 1-4 1-4 2-4 2-3 27 Ответственные Эмиров.Э.А. Кабтиева. Д.М. Нурмагомедова М.И. Шекералиева У.И. «Художественное творчество» 2-4 2 Нурмагомедова М.И. «Спортивные и подвижные игры» «Национальные песни» «Национальные инструменты» «Цветная ниточка» 3 2-8 2-8 2-8 1 4 2 3 Гамзатова Э.Г. Сагдарова С.Т. Балабеков Р.Г. Шекерова М.С. Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе 1-11 Ориентировочное время проведения сентябрь 1-11 В течение года Классные руководители 1-11 май Классные руководители Ответственные Классные руководители Профориентация Дела, события, мероприятия Классы Месячник профориентаций в школе: - конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы 1-4 Ориентировочное время проведения январь Ответственные Психолог. Школьные медиа Размещение созданных детьми рассказов, стихов. 1-4 Ориентировочное время проведения В течение года Видео-, фотосъемка классных мероприятий. 1-11 В течение года Дела, события, мероприятия Классы Ответственные Классные руководители Классные руководители Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения октябрь 28 Ответственные Заместитель директора по 1-4 Участие в проектах и акциях РДШ 1-4 В течение года В течение года ВР, педагог-организатор классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, педагог-организатор классные руководители Экскурсии, походы Посещение выездных представлений театров в школе Посещение концертов в ДДЮТ 1-11 Ориентировочное время проведения В течение года 1-4 В течение года Классные руководители Экскурсия в школьный музей Сезонные экскурсии на природу Поездки на новогодние представления в драматический театр Туристические походы 1-11 1-11 1-4 октябрь По плану клас.рук. декабрь Классные руководители Классные руководители 1-11 май Дела, события, мероприятия Классы Ответственные Классные руководители Классные руководители Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков 1-11 Ориентировочное время проведения В течение года 1-11 В течение года Классы Ответственные Классные руководители Трудовые десанты по уборке территории школы 1-11 В течение года Классные руководители Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета 1-11 В течение года Классные руководители Работа с родителями Дела, события, мероприятия Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бумажный бум», «Подари ребенку день», «Бессмертный полк». Классы 1-11 Ориентировочное время проведения В течение года 29 Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители. новогодний утренник. Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения Детей Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних. 1-11 Октябрь, март Директор школы 1-11 1 раз/четверть Классные руководители 1-11 В течение года Зам.директора по ВР 1-11 1-11 1-11 В течение года Классные руководители По плану классных Классные руководители руководителей По плану Совета Зам.дир.по ВР, социолог. профилактики правонарушений. 30 День солидарности в борьбе с терроризмом Акция «Беслан .мы помним!» Открытие школьной спартакиады. Осенний кросс Мероприятие к международному Дню распространения грамотности «Посвящение в пятиклассники» Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа, выставка рисунков «Мой любимый учитель». Акция «Друзья наши меньшие» Всемирный день защиты животных Мероприятия по отдельному плануМеждународный день пожилых людей. Всемирный день защиты животных. День учителя. Осенний бал. Старт акции «Чистый школьный двор» Книжная выставка «День Учителя» Международный День школьных библиотек Организации досуга учащихся на каникулах и проведение инструктажа по правилам дорожного движения. День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет Час памяти «Блокада Ленинграда» Кросс Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания (по отдельному плану) 5-9 03.09.2021 Заместитель директора по ВР, педагог-организатор 5-9 сентябрь Учителя физкультуры 5-9 08.09.2021 Учителя русского языка и литературы 5-7 5-9 октябрь октябрь 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР , 5-9 02.-05.10.21 Классные руководители. 1-10 октябрь Классные руководители, воспитатели. 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР , педагог-организатор, учитель музыки 5-9 16.10.2021 Классные руководители. 5-9 28-30.10.2021 Учитель информатики, 31 Заместитель директора по ВР, классные руководители, Соц. педагог октябрь 5-9 8 Марта в школе: конкурсная программа «Веселые подружки.», выставка рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. 5-9 Весенняя неделя добра 5-9 ноябрьдекабрь ноябрь День космонавтики: выставка рисунков Итоговая выставка детского творчества Мероприятия ко Дню Победы (по отдельному плану) Торжественная линейка «Последний звонок» Выпускной вечер в школе С а м о у п р а в л е н и е Дела, события, мероприятия Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в школьное ученическое самоуправление , голосование и т.п. Вечер встречи выпускников Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о 32 Заместитель директора по ВР , педагог-организатор, учителя русского языка и литературы Заместитель директора по ВР . классные руководители Заместитель директора по ВР. проведенной работе Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов школьного ученического самоуправления о проделанной работе. Подведение итогов работы за год П р о ф о р и е н т а ц и я Дела, события, мероприятия Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». Конкурс рисунков, профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. 33 акция по поздравлению мама с Днем матери, праздничный концерт «Смотри на меня как на равного» круглый стол к международному дню инвалидов Презентация волонтерского движения школы «Добро патруль» Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная программа. «День Взятия Велау ВР педагог-организатор. классные руководители 5-9 декабрь Заместитель директора по ВР педагог-организатор. 5-9 декабрь Заместитель директора по ВР педагог-организатор. Заместитель директора по ВР, педагог-организатор классные руководители декабрь 5-9 22-23.01.2022 Заместитель директора по ВР, классные руководители январь классные руководители январь Учитель физкультуры февраль Заместитель директора по ВР,классные руководители, учителя физкультуры 5-9 Час памяти «Блокада Ленинграда» 5-9 Кросс Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания (по отдельному плану) 5-9 2-9 8 Марта в школе: конкурсная программа «Веселые подружки.», выставка рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. Весенняя неделя добра 5-9 март 5-9 апрель День космонавтики: выставка рисунков Итоговая выставка детского творчества 5-7 апрель 5-9 апрель Мероприятия ко Дню Победы (по отдельному плану) 5-9 май Торжественная линейка «Последний звонок» Выпускной вечер в школе 5-9 май 5-9 июнь классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители классные руководители Заместитель директора по ВР, руководители кружков, классные руководители Заместитель директора по ВР, педагог-организатор классные руководители, Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время проведения 34 Ответственные Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в школьное ученическое самоуправление , голосование и т.п. Вечер встречи выпускников 5-9 сентябрь Классные руководители 5-9 сентябрь Заместитель директора по ВР январь Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов школьного ученического самоуправления о проделанной работе. Подведение итогов работы за год 5-9 В течение года Заместитель директора по ВР Классные руководители 5-9 май Классные руководители 5-9 май Заместитель директора по ВР 9 Профориентация Дела, события, мероприятия Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». Конкурс рисунков, профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. Классы 5-9 Ориентировочное время проведения январь Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Школьные медиа Дела, события, мероприятия Размещение созданных детьми Классы 5-9 Ориентировочное время проведения В течение года 35 Ответственные Классные руководители рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты Оформление стенда «Жизнь школы» Видео-, фотосъемка классных мероприятий. 5-9 В течение года Классные руководители Детские общественные объединения Акция «Беслан, мы помним» 5-9 Ориентировочное время проведения сентябрь акция «Школьный двор» Рейд «Внешний вид» Акция «Мы рядом» Благотворительная ярмаркапродажа Акция «Дарите книги с любовью» Весенняя Неделя Добра Участие в проектах и акциях РДШ 5-9 5-9 5-9 5-9 октябрь октябрь октябрь ноябрь 5-9 5-9 5-9 февраль апрель В течение года Дела, события, мероприятия Классы Ответственные Зам.дир.по ВР.Зам.дир.по УВР. Экскурсии, походы Посещение выездных представлений театров в школе Посещение концертов ДДЮТ 5-9 Ориентировочное время проведения В течение года 5-9 В течение года Классные руководители Экскурсия в школьный музей Сезонные экскурсии в природу Поездки на представления в драматический театр, на киносеансы- в кинотеатр Экскурсии в музеи, пожарную часть, предприятия Туристические походы «В поход за здоровьем» 5-9 5-7 5-9 В течение года По плану клас.рук. По плану клас.рук. Классные руководители Классные руководители Классные руководители 5-9 По плану клас.рук. Классные руководители Дела, события, мероприятия Классы Ответственные май 5-9 Классные руководители Классные руководители Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков 5-9 Ориентировочное время проведения В течение года 5-9 В течение года Классы 36 Ответственные Пионер вожатые. Классные руководители Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по озеленению школьных клумб Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета 5-9 В течение года Классные руководители 5-9 Сентябрь, апрель Классные руководители 5-9 В течение года Классные руководители Работа с родителями Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бессмертный полк», новогодний праздник, «Спортивные праздники», и др. 5-9 Ориентировочное время проведения В течение года Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 5-9 Октябрь, март Директор школы 5-9 1 раз/четверть Классные руководители 5-9 В течение года Заместитель директора по ВР Классные руководители Классные руководители Дела, события, мероприятия Классы 5-9 5-9 5-9 В течение года По плану классных руководителей По плану Совета Ответственные Заместитель директора по ВР.классные руководители Председатель Совета ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 11 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела 37 Дела Классы Торжественная линейка «Здравству, школа!» Мероприятия «Школы безопасности»(по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебнотренировочная эвакуация учащихся из здания) День солидарности в борьбе с терроризмом Акция «Беслан .мы помним!» Открытие школьной спартакиады. Осенний кросс Мероприятие к международному Дню распространения грамотности «Посвящение в пятиклассники» Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа, выставка рисунков «Мой любимый учитель». Акция «Друзья наши меньшие» Всемирный день защиты животных «Золотая осень»: Фотоконкурс. Праздник «Краски осени». Конкурс поделок из природного и бросового материала. Акция «Мы рядом» (поездка в дом -интернат «Два поколения» с праздничный концерт ко Дню пожилого человека) Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» День интернета 11 Ориентировочное время проведения 1.09.2021 11 сентябрь «Есенинские чтения» конкурс чтецов посвященный дню 11 Ответственные Заместитель директора по ВР. Заместитель директора по ВР, классные руководители, ОБЖ 11 03.09.2021 Заместитель директора по ВР, 11 сентябрь Учителя физкультуры 11 08.09.2021 Учителя русского языка и литературы 11 11 октябрь октябрь 11 октябрь Заместитель директора по ВР , 11 02.-05.10.21 Пионер вожатые 11 октябрь Пионер вожатые 11 октябрь Заместитель директора по ВР , учитель музыки 11 16.10.2021 11 28-30.10.2021 Учитель информатики, педагог-организатор октябрь Заместитель директора по ВР , педагог-организатор, 38 Заместитель директора по ВР, классные руководители, Соц. педагог рождения С.А.Есенина ноябрь- учителя русского языка и литературы Заместитель директора по ВР .классные руководители Кампания «Будь с нами» проведение ряда мероприятий приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам (День народного единства.День словаря, 290-летие со дня рождения А.В.Суворову, День неизвестного солдата, День героев отечества, День конституции РФ, День памяти жертв ДТП) по отдельному плану Выставка рисунков, фотографий, акция по поздравлению мама с Днем матери, праздничный концерт «Смотри на меня как на равного» круглый стол к международному дню инвалидов Презентация волонтерского движения школы «Добро патруль» Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная программа. «День Взятия Велау» Мероприятия по отдельному плану 11 Час памяти «Блокада Ленинграда» 11 Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания (по отдельному плану) 11 февраль Праздник «Весны» 11 март 8 Марта в школе: ряд встреч с интересными людьми, выставка рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. Весенняя неделя добра 11 март 11 апрель День космонавтики: выставка рисунков Мероприятия ко Дню Победы 11 апрель Заместитель директора по ВР, классные руководители классные руководители 10 май Заместитель директора по декабрь 11 ноябрь Заместитель директора по ВР. классные руководители 11 декабрь Заместитель директора по ВР. 11 декабрь Заместитель директора по . Заместитель директора по ВР классные руководители декабрь 11 22-23.01.2022 Заместитель директора по ВР, классные руководители классные руководители январь 11 39 Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры Заместитель директора по ВР, классные руководители классные руководители (по отдельному плану) Торжественная линейка «Последний звонок» Выпускной вечер в школе 11 май 9. июнь ВР, классные руководители, Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в школьное ученическое самоуправление , голосование и т.п. Вечер встречи выпускников 11 Ориентировочное время проведения сентябрь 11 сентябрь Заместитель директора по ВР 11 январь Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе Рейд по проверке классных уголков Рейд по проверке внешнего вида уч-ся Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов школьного ученического самоуправления о проделанной работе. Подведение итогов работы за год 11 В течение года Заместитель директора по ВР Классные руководители 11 май Классные руководители 11 В течение года 11 В течение года 11 май Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Ответственные Классные руководители Профориентация Дела, события, мероприятия Классы Ориентировочное время 40 Ответственные Профориентационная игра, просмотр презентаций, посещение «Ярмарок профессий» диагностика и т.д. 11 проведения В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители Школьные медиа Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты Оформление стенда «Жизнь школы» 11 Ориентировочное время проведения В течение года Видео-, фотосъемка классных мероприятий. 11 В течение года Дела, события, мероприятия Классы Ответственные Классные руководители Классные руководители Детские общественные объединения Акция «Беслан, мы помним» 11 Ориентировочное время проведения сентябрь акция «Школьный двор» Рейд «Внешний вид» Акция «Мы рядом» Благотворительная ярмаркапродажа Акция «Дарите книги с любовью» Весенняя Неделя Добра Участие в проектах и акциях РДШ 11 11 11 11 октябрь октябрь октябрь ноябрь 11 11 11 февраль апрель В течение года Дела, события, мероприятия Классы Ответственные Зам.дир.по УВР.Зам.дир.по ВР. Экскурсии, походы Дела, события, мероприятия Посещение выездных представлений театров в школе Посещение концертов в Доме культуры поселка Экскурсия в школьный музей Сезонные экскурсии в природу Поездки на представления в драматический театр, на киносеансы- в кинотеатр Экскурсии в музеи, пожарную часть, предприятия 11 Ориентировочное время проведения В течение года Классные руководители 11 В течение года Классные руководители 11 11 11 В течение года По плану клас.рук. По плану клас.рук. Классные руководители Классные руководители Классные руководители 11 По плану клас.рук. Классные руководители Классы 41 Ответственные Туристические походы «В поход за здоровьем» май 11 Классные руководители Организация предметно-эстетической среды Ориентировочное Дела, события, мероприятия Классы время Ответственные проведения Выставки рисунков, фотографий 11 В течение года Пионер вожатые. творческих работ, посвященных событиям и памятным датам 11 В течение года Классные руководители Оформление классных уголков Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по озеленению школьных клумб Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета Дела, события, мероприятия Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бессмертный полк», новогодний праздник, «Спортивные игры»и др. Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 11 В течение года Классные руководители 11 Сентябрь, апрель Классные руководители 11 В течение года Классные руководители Работа с родителями Ориентировочное Классы время проведения 11 В течение года Ответственные Заместитель директора по ВР, Классные руководители 11 Октябрь, март Директор школы 11 1 раз/четверть Классные руководители 11 В течение года Заместитель директора по ВР Классные руководители Классные руководители 11 11 11 В течение года По плану классных руководителей По плану Совета 42 Председатель Совета 43